Трудовые ресурсы — основные движущие силы деятельности, так как производят результат. Из слов Генри Форда: «Мой главный капитал — люди. Они для меня значат все. И именно они делают меня богатым» следует, что управление трудовыми ресурсами играет ключевую роль в уровне достижений эффективного результата.
Всего в Кирсановском районе на 01.01.2022 года проживают 17956 человек.
Численность безработных по состоянию на 01.10.2022 года в Кирсановском районе составила - 33 человек. По сравнению с 2021 годом произошло снижение на 3 человека. Уровень безработицы на 01.10.2022 года составил 0,38% от экономически активного населения. За 2022 год в Центр занятости населения в поиске подходящей работы обратились 254 человек. Службой занятости на 01.10.2022 г. трудоустроены 180 человек – это 70,9% от общего числа обратившихся
По данным Единого Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 1 июля 2022 года в Кирсановском району зарегистрировано 345 субъекта, из них 43 – малые предприятия, 302 - индивидуальные предприниматели.
На территории Кирсановского района зарегистрировано крупное предприятие ООО «Юго-Восточная Агрогруппа», входящее в крупный агрохолдинг ГК АСБ.
Для работающих на предприятиях и в организациях основным источником доходов является заработная плата.
Одним из показателей, характеризующих социальную обстановку в Кирсановском районе, является отсутствие задолженности по заработной плате на предприятиях и в организациях.
За 7 месяцев 2022 года среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников предприятий и организаций Кирсановского района по чистым видам экономической деятельности составила 34720,5 рубля что составило 112,8% к соответствующему периоду 2021 года
Среднемесячная зарплата в агропромышленном комплексе района за 7 месяцев 202 года составила 49387,98 руб., по сравнению с 2021 годом увеличилась на 125,4%.
Увеличение наблюдается во всех сферах деятельности: обрабатывающие производства на 25,4%, заработная плата в сфере обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха на 4,9%, торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов на 29,5%, транспортировка и хранение на 9,0%, образовании на 3,9%, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания на 32,3%, деятельность профессиональная, научная и техническая на 12,7%, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги на 7,6%, образование на 14,8%, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг на 15,9%, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений на 17,3%, предоставление прочих видов услуг на 26,8%.
Ведется работа по реализации комплекса мер по поэтапному повышению заработной платы работников муниципальных учреждений района и выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Особый контроль осуществляется за целевыми показателями по заработной плате педагогических работников и работников культуры.
Малое и среднее предпринимательство
Администрацией района проводится работа по оказанию содействия для благоприятного развития малого и среднего предпринимательства, создания экономических и правовых условий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности малых предприятий, увеличение доли малого и среднего предпринимательства во всех отраслях экономики.
В Кирсановском районе на 01.07.2022 года зарегистрировано 345 налогоплательщика малого бизнеса, попадающие под критерии, установленные Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Анализ за отчетный период свидетельствует о том, что проводимая работа по выполнению намеченных мероприятий дает положительные результаты. Такой показатель как число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения составил: за 6 месяцев 2022 года – 192,1 единицы.
Приоритетными направлениями развития малого бизнеса в районе, как и прежде остаются сельскохозяйственное производство, розничная торговля, строительство, транспорт.
С принятием Программ по развитию животноводства, в районе намечается тенденция роста молочного и мясного стада. В основном это произойдёт за счёт роста количества животных во вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Наиболее привлекательной для малого и среднего бизнеса остается сфера торговли и услуг, в которой осуществляют деятельность более 40,0% субъектов малого и среднего предпринимательства.
По состоянию на 01.10.2022 года в районе функционирует 61 объект розничной торговли, торговая площадь которых составляет 5393,0 кв. метров, из них 57 магазинов, 4 павильона. Фактическая обеспеченность населения района площадью стационарных торговых объектов составляет 297,3 кв. метров на 1000 жителей, что составляет 103,6% от утвержденного норматива (287,0 кв. м.). Потребительский рынок, определяющий спрос и предложение, является также одним из основных индикаторов, отражающих уровень жизни населения.
В целях оказания предпринимателям практической помощи и создания экономических условий для развития малого предпринимательства в районе разработана и утверждена муниципальная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2030 годы», включающая подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства»
Основными приоритетными направлениями поддержки, определёнными Программой, являются финансовая, имущественная поддержка, совершенствование систем налогообложения малого и среднего предпринимательства, развитие системы информационной, консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
В рамках программы обеспечен свободный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о возможности доступа к земельным и имущественным ресурсам.
Утвержден перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, который актуализируется по мере необходимости.
В перечень объектов для предоставления в пользование субъектам малого и среднего бизнеса района включено 35 объектов. Аналогичные перечни утверждены в 8 сельсоветах района.
Утвержден Порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности, путем предоставления льгот по арендной плате за пользование имуществом, находящимся в собственности муниципального образования.
В рамках оказания информационной поддержки хозяйствующим субъектам на сайте Кирсановского района разъясняются основные положения земельного и градостроительного законодательства в целях стимулирования привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и поступлению дополнительных доходов в бюджет района.
В установленном законодательством порядке ведется реестр субъектов-получателей имущественной поддержки.
Законом № 44-ФЗ предусмотрена обязанность муниципальных заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Во исполнение данного закона в 2021 году объем работ, размещенный у субъектов малого предпринимательства, составил 44449,7 тыс. рублей или 59,6%. Таким образом, субъектам малого предпринимательства обеспечено на конкурсной основе участие в выполнении муниципального заказа.
Потребительский рынок
По видам экономической деятельности малый бизнес охватил многие отрасли, но наиболее распространенным остается все же торговля.
По состоянию на 01.10.2022 года в районе функционирует 61 объект розничной торговли, торговая площадь которых составляет 5393,0 кв. метров, из них 57 магазинов, 4 павильона.
Фактическая обеспеченность населения района площадью торговых объектов составляет 297,3 кв. метров на 1000 жителей, что составляет 101,3% от утвержденного норматива.
За последние годы на потребительском рынке района сохраняется высокая насыщенность продовольственными и непродовольственными товарами.
Оборот розничной торговли предприятий, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 6 месяцев 2022 года составил 83,7 млн. рублей. В целях недопущения необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания еженедельно осуществлялся мониторинг цен на социально значимые продукты питания по 23 наименованиям.